Святые мощи из Свято-Никольского храма-памятника

святые мощи из Свято-Никольского храма-памятника

свт. Николая Чудотворца
свщмч. Климента Римского
св. прав. воина Феодора Ушакова
вмч. Георгия Победоносца
ап. Андрея Первозванного
прпп. Отцов Киево-Печерских
прп. Иовы Почаевского
св. девы Иулианы, княгини Ольшанской
бессереб. и чудотворцев Косьмы и Домиана
прп. Сергия и родителей его, прпп. Кирилла и Марии
свт. Феодосия и прп. Лаврентия Черниговских
вмч. Варвары
мч. Александра Римлянина
прпмч. Великой княгини Елизаветы
прп. дев Дивеевских Марфы, Александры, Елены
св. Игнатия Ростовского
прп. Силуана Афонского
св. исповедника Луки
св. Игнатия Ростовского
св. Иннокентия Херсонского Таврического
св. Иоанна Суздальского
прп. Кукши Одесского
св. благоверного князя Петра Муромского
св. благоверного князя Георгия Владимирского
св. частица Животворящего Креста Господня
св. частица от яслей Господних
св. частица от стола Тайной Вечери
муч. Иоанна Воина,29)cв. ап. Фомы
cв. преп. муч. Марии Пузовской
бесер. Касьмы и Дамиана Ассийских
св. преп. муч.Евдокии Пузовской
св. муч. Николая Покровского
св. муч. Илариона Троицкого, архиеп. Верийского
свт. Тихона, патр. Московского
муч. Дарьи Пузовской

«Иди в град сей, откуда впервые разлилось Православие на Родину нашу, пади там ниц — место бо ие свято есть» — говорилось о Севастополе в обращении о. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к российским войскам в 1855 году. Многие важнейшие события Отечества нашего Промыслом Божьим связаны с Херсонесом-Корсунью (Севастополем): крещение Руси Святой Православной Апостольской верой; создание славянской письменности; рождение Царства Русского. Совершенно очевидно, что христианская община в Херсонесе-Корсуне могла быть основана только апостолами: мы знаем о пребывании здесь первозванного из апостолов святого Андрея.

Семя христианства, посеянное апостолом Андреем, взошло и укрепилось с прибытием в Херсонес в 98 году еще одного яркого проповедника веры Христовой — ученика апостолов Петра и Павла, третьего епископа римского св. Климента. В Херсонес папа Климент был сослан вместе с многочисленными учениками за обращение в Христианство членов императорской семьи. В Херсонесе он нашел уже более двух тысяч христиан. Направляемая светочем веры св. Климента, христианская община Херсонеса окрепла и усилилась людьми, непоколебимыми в вере. Св. Климент с учениками построил более семидесяти домовых и пещерных церквей и часовен. Все это вызвало гнев язычников, и в 101 году, при императоре Трояне, третий епископ Рима мученически окончил в Херсонесе свой земной путь: привязанный к каменному якорю, он был ввергнут в морскую пучину. Ученики нашли тело и погребли на одном из островов в бухте (ныне называемой Казачья) недалеко от Херсонеса. В «Житие» св. Климента утверждалось, что раз в году на семь дней море отступает — и тогда виден гроб священномученика Климента.

Известный проповедник христианства и славянский просветитель Константин, в монашестве Кирилл, вместе с младшим братом Мефодием, направляясь с религиозной миссией к хазарам, некоторое время в 860 году провел в Херсонесе. Узнав, что св. Климент похоронен недалеко, он решил найти останки святого. «А когда убедил архиепископа и весь клир, и благочестивых мужей, сели на корабли и отправились на то место. И когда море утихло, а они туда дошли, то начали с пением копать. Тогда же стал слышен сильный запах благовония, как от многих кадил, и затем объявились святые мощи, которые взяли с великой честью и славой, и все горожане внесли их в город…».

Обнаружение в Херсонесе-Корсуне мощей папы Климента равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием имело важнейшие последствия. Часть мощей братья взяли с собой, и когда в 866 году они прибыли в Рим, то папа римский Андриан II вышел встречать их за городские стены, а в благодарность за принесенную святыню освятил на престоле переведенные братьями на славянский язык Евангелие, Апостол и другие богослужебные книги. Тем самым открылась возможность совершать по этим книгам богослужение в славянских странах.

В 988 году Св. равноапостольный князь Владимир приходит в Корсунь, крестится Святой православной апостольской верой — и вся Русская земля просвещается светом Св. Православия, направляя и последующие поколения на путь спасения, в жизнь вечную в лоне матери Церкви, с надеждой, верой и любовью. И вот ныне, в преддверии двухтысячелетия по Рождеству Христову, в Севастополь возвращается св. Климент — для того чтобы укрепить православных в вере после семидесяти лет торжества воинствующего безбожия: в 1992 году из Киево-Печерской лавры в Севастополь сопроводили мироточащую частицу главы священномученика Климента Римского. И следом — как бы на молитвенный зов святого — приходят и другие великие подвижники и угодники Божии. В 1993 году с итальянского острова Сардиния, из города Кальяри в Севастополь протоиерей Георгий с матушкой Валентиной и сыном Петром сопроводили св. частицу Угодника Божьего Николая Чудотворца. Промыслу Божьему было угодно, чтобы Святитель Николай прибыл в Севастополь 18 декабря, к всенощной службе в Свято-Никольском храме, то есть в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир ликийских, чудотворца. Примечательно и то, что св. мощи пришли из города Кальяри, где св. Климент был первым епископом.

7 декабря 1994 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в храм Святого Николая сопроводили частицу святых мощей Преподобного Сергия Радонежского. «Произошло событие, глубинный смысл которого большинство севастопольцев, похоже, не поняло, событие, значение коего оценят, думается, наши потомки, внеся червленой славянской вязью день 7 декабря в сложную историю города славы. Ведь живший в XIV веке основатель знаменитой на весь мир Троице-Сергиевой лавры Преподобный Сергий был и остается самым известным, самым любимым и самым почитаемым святым среди славянского мира. Это он в Отечества минуты роковые перед Куликовской битвой, решавшей в 1380 году судьбу нашей Родины, сказал князю Дмитрию, будущему Донскому, знаменитое: «Сим победиши». Это он отдал весь жар своей великой души священному делу сплочения и упрочения Руси. И недаром в России его почитали прежде всего как Защитника Отечества. И это были не пустые слова. Мало кто знает, что страшной ночью 41-го, когда под Москвой опять решался роковой вопрос: «Быть или не быть России?» — святые мощи Защитника Отечества Сергия Радонежского тайно, по приказу Сталина, трижды облетели на самолете вокруг столицы, словно поставив невидимую преграду фашистам». И вот теперь частица мощей Сергия Радонежского появилась рядом с мощами Святых Николая Угодника и Климента Римского.

«Мощи трех Великих Святых — в небольшом Севастополе! Да ведь сотни крупнейших городов мира посчитали бы за честь принять эти святыни хотя бы на время! Так давайте же попробуем хоть на миг отвлечься от повседневных неурядиц и задумаемся о непреходящем, загадочно-непостижимом, вечном; давайте же, наконец, вспомним, что не только хлебом единым жив человек». Не прошло и двух лет, как храм, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, обрел мощи святых преподобных родителей Сергия Радонежского — Кирилла и Марии. С командующим Черноморским флотом России адмиралом Виктором Андреевичем Кравченко благочинный сопроводил святой дар в Севастополь. 27 октября 1996 года в храме Святого Николая состоялся вынос мощей родителей Великого Святого.

В феврале 1995 года, в день Стретения Господня, блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир передал Свято-Никольскому храму частицы мощей святых — преподобных отцов Киево-Печерской Лавры: Святого Лаврентия, Святого Феодосия, Святой Варвары, Преподобных Тита, Захария, Феофана, Ильи, Григория, Мартиния, Пимена Постника, Сисоя, Владимира, Анастасии, Моисея, Силуана, Афилла, 12-ти братьев Саввана, Филорета, Афанасия затворника, Исаакия, Лаврентия затворника, Пимена, Луки, Ефрома, Моисея Угрина, Домиана, Василия мученика, Анисифора, Сильвестра, Федора, Нифонта, Иоанна постника, Иоанна брата, Иоанна многострадального, Никона сухого, Святой девы Иулиании, Макария, Никодима, Леонтия, Ипатия, Никона игумена, Алипита иконописца, Анатолия, Варлаама Феофана епископа, Николы святоши, Иоанна, Сергия, Исайи, Лонгина, Геронтия, Зинона, Паисия, Нестора, Агафона, Игнатия, Евстратия, Спиридона, Ануфрия, Тита воина, Макария дьякона, Лукиана, Венеамина, Арсения, Павла, Григория, Авраамия, Илариона схимника, Феодора молчаливого, Поликарпа, Симеона, Евфимия схимника, Иосифа многоболезного, Феодора, Пимена постника, Кукши преподобного священномученика, Еразима, Григория иконописца, Феофила брата, Марка, Агапия. Среди них и мощи летописца Нестора (автора строк «Откуда есть пошла русская земля») пришли на древнюю крымскую землю — родину российского православия.

В марте 1996 года храм Святого Николая по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря обрел еще одну святыню: частицу мощей Святого Луки — архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого), канонизированного и причисленного к лику местночтимых святых 22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной церкви Московского патриархата. Вся долгая и яркая жизнь Высокопреосвященного Луки была отдана беззаветному служению Богу и людям. Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. Детские и юношеские годы будущего архипастыря прошли в Киеве, где он учился в художественном училище, затем на юридическом и медицинском факультетах Киевского университета. Получив профессию земского врача, В. Ф. Войно-Ясенецкий уходит добровольцем на русско-японскую войну. В 1917 году его избрали главным хирургом ташкентской городской больницы. Вскоре умирает его жена Анна, и В. Ф. Войно-Ясенецкий находит утешение и поддержку в Православной церкви. Уже будучи профессором, он принимает священный сан, получив «наказ Святейшего Патриарха Тихона не оставлять научной и практической медицинской деятельности». В 1923 году отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Святого Апостола и евангелиста Луки и был выбран епископом Ташкенстким и Туркестанским. Всей своей жизнью он «доказал, что идеал святости возможен в любых условиях». Путь же к нему был тернист: ссылка в Сибирь, участие в Великой Отечественной войне.

Но куда бы не забрасывала Высокопреосвященного Луку судьба, он «везде самоотверженно врачует душу и тело людей». Пишет научные медицинские статьи, проводит сложнейшие операции в эвакуационном Краснодарском госпитале для тяжелораненых, совершает архиерейское служение в храме. Присужденную ему за монографии по медицине Сталинскую премию архиепископ Лука передает детям, потерявшим родителей. В мае 1946 года его назначают архиепископом Симферопольским и Крымским: «16 лет возглавляет он Крымскую епархию, много сил отдавая восстановлению пострадавших церквей и возобновлению Богослужения в них». Несмотря на тяжелую болезнь, он до последних дней управлял Крымской епархией и работал над богословским трактатом «О духе, душе и теле», в котором «изложил свое понимание христианской антропологии, развил кардиоцентрическую концепцию как синтез богословской и естественнонаучной мысли». 11 июня 1961 года Высокопреосвященного Луки не стало. В некрологе Русская Православная церковь почтила его память словами: «До конца дней своих он сохранял живую, отзывчивую, обоятельную душу, нежно любящую людей… Кончина Преосвященного Луки потрясла не только его паству, но и всех, его знавших… Теперь же на небе, дерзаем надеяться, Господь уготовил ему венец правды, как возлюбившему явление Его».

20 марта 1996 года мощи святителя Луки перенесли с места захоронения — городского кладбища в Симферополе возле Всехсвятского храма — в Свято-Троицкий кафедральный собор. В Крестном ходе участвовал благочинный севастопольского округа и представители общины храма Святого Николая. 2 июня 1997 года в центре Симферополя был открыт памятник святителю Луке (скульптор — Ю. Пустовойт).

В 2001 году решением Священного Синода русской православной церкви Московского патриархата праведный воин Феодор Ушаков канонизирован и причислен к лику святых Саранской епархии. Частицу его мощей передали храму-памятнику Св. Николая. В Севастополе намечено строительство двух храмов во имя праведного Св. воина Феодора Ушакова: в районе проспекта Победы и на Северной стороне в мемориальном комплексе Бельбекской группы батарей.

В ноябре 1996 года благочинный со старшим сыном Петром отправился в паломничество ко гробу Господню и ко святым местам Греции и Кипра. Посетив многие православные монастыри, прикладываясь к святым мощам и творя молитву — добрался до Афона (монашеской республики). Был тепло встречен наместником и братией Св.-Пантелеймоновского монастыря. Пробыв на Афоне несколько дней, приложился к Св. Чудотворной иконе Иверской и иконе «Достойно есть». Посетил на Афоне несколько монастырей — везде вознося молитву за Православную веру. Прощаясь, наместник монастыря благословил в молитвенную помощь севастопольцам частицей Св. Великого подвижника афонского Преподобного Силуана.

святые мощи из Свято-Никольского храма-памятника